Заместитель министра финансов Юрий Зубарев сообщил, что в случае повышения акциза на топливо на 2 рубля за литр ожидается рост стоимости бензина на 5%.  Но этим, скорее всего, дело не ограничится.

Аналитики уверены, что после поднятия цен заправщиками для компенсации акциза, подорожают автоперевозки, что потянет за собой еще больший рост цен.

Между тем  в правительстве своя арифметика. По оценке Минфина, мера принесет бюджету дополнительный 90 млрд рублей в год. Как предполагает законопроект, ставка акциза на бензин, не соответствующий пятому классу, вырастет с 10,5 тыс рублей за тонну до 13,1 тыс рублей, на бензин «евро-5» – с 7,53 тыс до 10,13 тыс рублей. Ставка на дизтопливо вместо 4,15 тыс составит 5,293 тыс рублей.

Почему же на фоне резкого снижения себестоимости сырой нефти цены на бензин,  в Европе и США падают, а в России растут? Ответ скрыт в механизме ценообразования.

В США цена одного галлона бензина складывается из следующих процентных сообношений: 42% – стоимость сырой нефти, 19% – ее переработка, 17% – перевозка и торговля, 22%– налоги.

В России в структуре себестоимости топлива нефтяная составляющая занимает всего 7%, переработка и транспортировка – 22%, а основная часть – свыше 60% – приходится на различные налоги, как прямые, которые платят производители, так и косвенные (акцизы).

Почти втрое более низкая налоговая составляющая в цене топлива в США снижает себестоимость готовой продукции, а высокая доля сырья делает ее чувствительной к нефтяным котировкам. В России, как видим, все наоборот — динамика нефтяного рынка не является определяющим фактором для изменения цен на бензин. В России основную роль играют внутренние факторы, так или иначе ложащиеся в цену топлива: от увеличения налоговой нагрузки на отрасль до большого количества валютных кредитов.

Осуществляемый в России с начала прошлого года «большой налоговый маневр» (планировавшийся при высоких ценах на нефть) в первую очередь направлен на стабилизацию доходов бюджета в условиях колебаний цен на нефть. Вместе с тем снижение экспортной таможенной пошлины с 1 марта еще на 24% (до 39,5 доллара за тонну против 52 долларов месяцем ранее) делает продажу нефти и нефтепродуктов за рубеж еще более выгодной, тем самым создавая дефицит топлива внутри страны

И это понятно. Растущий экспорт приносит производителям доходы в валюте. Только с начала этого года поставки горючего за рубеж выросли почти на 40%, при этом отгрузка на внутренний рынок сократилась на 8,4%, а производство просело на 3%.

Кроме того, регулярно растут акцизы на топливо. Так, после роста ставок с 1 января текущего года, с 1 апреля произойдет повышение акцизов еще на 2 рубля на бензин и на 1 рубль на дизтопливо. Таким образом, акцизы с 1 апреля на бензин класса Евро-5 составят 10 130 руб. за 1 тонну (рост с 7 530 руб./т), на Евро-4 (его оборот разрешен до 1 июля) – 13 100 руб./т (рост с 10 500 руб./т). Это должно принести бюджету почти 90 млрд рублей дополнительных доходов. Еще одной составляющей роста цен является девальвация рубля. Все это в апреле-мае приведет к очередному всплеску цен на топливо.

comments powered by Disqus